Бездумно разрушая работающую систему и вводя централизованное управление, основанное на таблицах в Excel, таллиннская власть приведет ситуацию с уборкой снега в городе к полному краху – дальше будет только хуже.

Вице-мэр по вопросам окружающей среды и коммунального хозяйства Пяртель-Пеэтер Пере потерпел в вопросе уборки снега провал. Это мнение разделяют не только его политические оппоненты, но и эксперты, а также горожане – от прохожих до комментаторов в новостных порталах. Уровень уборки снега значительно ниже, чем при предыдущей городской власти. Однако не меньший провал, чем по части уборки снега, вице-мэр Пере потерпел, не сумев выполнить свои громкие обещания. В начале избирательной кампании это большая неудача.

Чтобы скрыть свой провал, он инициировал аудит, результаты которого должны были показать, что во всех проблемах виновата прежняя городская власть. Однако этот аудит оказался далеко не таким критическим, как пытается представить Пяртель-Пеэтер Пере. В нем обозначены во многом те же принципы и действия, которые уже были согласованы предыдущей властью и постепенно реализовывались.

Тендеры прозрачны
Дорого обходится не только сама уборка снега, но и готовность к ней. Даже если зимой не выпадет ни одной снежинки, оборудование закуплено, люди на зарплате, только топливо остается неиспользованным. Но даже за счет больших средств полностью не устранить последствия зимы. В условиях сильного снегопада на улицы пришлось бы вывести столько техники, что она сама стала бы мешать движению.
Именно поэтому существуют установленные государством уровни содержания дорог, которые применяет и город. Естественно, для проведения тендера нужно установить предполагаемую стоимость. Возникали вопросы, почему в 2022–2023 годах суммы значительно увеличились. Причины, однако, довольно просты, и с первой из них столкнулся каждый житель Таллинна. Несколько лет назад резко выросли цены на электричество.

Вторая причина – увеличение затрат. Например, вместо прежней российской соли подрядчикам пришлось использовать более дорогую соль из Египта.

Третья причина, на этот раз приятная: увеличилось количество дорог. В районе Кесклинн, например, добавился жилой район Уус-Веэренни с улицами и парковой зоной, во время проведения предыдущих тендеров их еще не было.

На сегодняшний день проведение тендеров – настолько прозрачный процесс, что даже если кто-то из новых представителей городской власти и захочет провернуть какие-то махинации, то это практически невозможно. Однако для победителя тендера это вовсе не “золотая жила”, а обязательство, связанное с большими рисками и требующее серьезных инвестиций.

Централизация – не решение
Если на уровне города вице-мэр Пере хочет централизовать уборку снега, то, что касается тендеров, он, наоборот, недоволен участием в них крупных фирм, так как, по его словам, предпочел бы распределить работу между множеством мелких подрядчиков. Сразу скажу: такая система привела бы ситуацию с уборкой снега к катастрофе.
К сожалению, в Партии реформ к власти пришло поколение политических бройлеров, которые стремятся управлять, руководствуясь не эмпатией или здравым смыслом, а с помощью таблиц Excel. Пяртель-Пеэтер Пере – яркий представитель этой школы. Действительно, в таблицу можно внести цены десятков мелких компаний, но наивно ожидать, что высокая конкуренция снизит цены для города. Реальность такова, что в день, когда начнется снегопад, у мелких фирм не окажется свободной техники, потому что она будет задействована на более прибыльных частных объектах.
Не зря мы каждую осень в один и тот же день и в одно и то же время проводили проверку техники во всех районах города. Это был единственный способ убедиться, что все техника, необходимая для уборки снега, действительно есть у нанятых городом подрядчиков. Только так можно было исключить ситуацию, когда небольшая фирма пытается с одним и тем же комплектом техники выиграть тендеры одновременно в нескольких районах города.

Ожидания горожан и города очень высоки, и для их выполнения требуется дорогостоящий и парк специальной техники. Это, в свою очередь, означает, что после покупки такого оборудования фирме нужно гарантировать работу на шесть – семь лет. Никто не будет приобретать технику ради краткосрочного двухлетнего контракта, так как ей потом просто не найти применения.

Поскольку нынешняя власть настроена, скорее, против автомобилей, то напомню: в 2022 году, сразу после вызванного пандемией коронавируса кризиса, ожидание даже обычного нового пикапа могло превышать полтора года. Поэтому эта работа требует долгосрочного планирования, большого опыта и очень надежных партнеров.

Уволенный специалист оказался прав
Показательно, что первое, что сделал Пере, когда весной прошлого года занял свою должность, – уволил самого компетентного специалиста по уборке снега, поскольку тот сказал, что очистить все тротуары в предстоящую зиму нереально. Сейчас эта зима наступила, и стало очевидно: специалист был прав.

Основаная критика в адрес Таллиннского департамента окружающей среды и коммунального хозяйства (KEKO) раздавалась в связи проведением тендеров и системой контроля проводимой работы. Признаю, что эта сфера сложная, и мы сами работали над улучшением работы департамента. Именно поэтому прежняя городская власть еще в 2022 году наняла нового энергичного руководителя Яана Тармака. Он успел провести ряд необходимых изменений, хотя многое еще предстоит сделать.
Например, вопреки критике в СМИ, GPS-устройства уже были установлены на большинстве служебных машин. Их не было только на арендованных транспортных средствах. Однако даже GPS не способен определить, ездит ли машина с полным кузовом или пустым.Тем не менее заявления в статьях, связанных с текущим аудитом, что город не имеет представления о том, сколько тротуаров нужно чистить, и тому подобное, ясно говорит о том, что централизованное управление уборкой снега в текущих условиях невозможно.

Логично, что крупные дороги, проходящие через несколько районов города, обслуживаются централизованно. Но для объектов местного значения жизненно важно, чтобы за их обслуживание отвечала районная управа, так как именно там лучше знают специфику территорий. Именно при предыдущей власти такое сотрудничество с департаментом было налажено – как при подготовке тендеров, так и при выполнении текущей работы. Если Пяртель-Пеэтер Пере не понимает сути этой работы, это вовсе не означает, что эта работа невыполнима.

Надзор был постоянным

Основной претензией в адрес прежней городской власти касательно уборки снега в аудите было то, что составители не обнаружили базы данных, в которой велся бы многолетний учет надзора за уборкой снега. Такой базы данных действительно не существует. Однако когда у власти была Центристская партия, всегда велся тщательный контроль за уборкой снега. Этот контроль был содержательным, а не бюрократическим. Например, в снежные дни патрулирование районных управ проходило ежедневно. При обнаружении проблемного участка информация оперативно передавалась партнеру, занимающемуся обслуживанием, и затем обсуждалась на совещаниях, эти участки осматривались.

В управе района Кесклинн к надзору были привлечены чиновники разных отделов, а не только сотрудники, связанные с городской средой. Все отделы принимали участие. К сожалению, новая городская власть провела массовые сокращения именно в районных управах, что сделало невозможным осуществление контроля такого уровня. Будет ли теперь мэрия нанимать новых сезонных сотрудников исключительно для контроля за уборкой снега?

Еще более абсурдным в данном аудите звучит предложение о том, что все замечания необходимо вносить в базу данных. Это создало бы путаницу – оформление информации о текущей ситуации заняло бы в три-четыре раза больше времени, чем передача этой информации с целью устранить проблему, что и является целью надзора.

Из-за бюрократии работа существенно замедлилась бы, а этого допускать нельзя. Если раньше можно было обойтись электронным письмом или телефонным звонком, и информация сразу поступала подрядчику, то, согласно новой концепции, информацию о каждом выявленном недочете необходимо будет заносить в базу данных, из которой подрядчик сможет получить ее только с задержкой.

К сожалению, содержательная работа оказалась для нынешней городской власти непосильной задачей, и это пытаются скрыть за еще большей централизацией и бюрократией, которая лишь размывает ответственность. Базы данных и длинные цепочки передачи информации не помогут в повышении эффективности работы, наоборот – качество снизится. Камеры наблюдения и тотальный контроль не заменят работника, который выйдет на дорогу и определит, проходима ли она.

Всегда есть пространство для развития, это касается и уборки снега. Но разрушение действующей системы и замена ее централизованным управлением, основанном на таблицах в Excel, приведет к тому, что городская власть Таллинна загонит сферу уборки снега в еще более глубокий кризис, чем этой зимой. Утешением может стать только мысль, что, независимо от действий властей, снег все равно растает к весне.

* Данное мнение было опубликовано на портале ERR.